Экологичные технологии
Навигация
Библиотека
Скачать Книги
Поиск по сайту

Главная > Энергия атома > Белорусская АЭС будет безопасной и экономичной.

Белорусская АЭС будет безопасной и экономичной.

Концепцией энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь предусмотрен ввод в топливно-энергетический баланс страны атомной электростанции. Министерство энергетики совместно с Национальной академией наук изучает возможность строительства АЭС в республике.

О перспективах развития атомной энергетики в республике рассказывает курирующий этот вопрос заместитель министра энергетики Республики Беларусь Михаил Иванович МИХАДЮК.

- Целесообразность строительства атомной электростанции в нашей республике в первую очередь продиктована экономикой. Рост цен на органические энергоносители неизбежен, поскольку востребованность их во всем мире постоянно растет, а добыча требует все больших финансовых вложений.

Себестоимость производства электроэнергии на АЭС более низкая, чем на традиционных источниках. Согласно расчетам специалистов Национальной академии наук, себестоимость производства электроэнергии при вводе АЭС в целом по энергосистеме снизится на 13%. Мы сможем заместить 4-4,5 млрд м3 импортируемого природного газа.

Диверсификация топливно-энергетического баланса страны - еще один аргумент в пользу строительства АЭС в Беларуси. Сегодня мы производим тепловую и электрическую энергию практически на одном виде топлива: в топливном балансе энергосистемы газ составляет 95%, в топливном балансе страны - 85%. Ввод атомной электростанции позволит снизить долю газа в топливном балансе примерно до 58%. Ядерное топливо для АЭС сегодня производят многие государства: Россия, Франция, США, Германия, Китай и др.

- Но ведь запасы природного урана также ограничены, а стоимость его добычи увеличивается.

- Действительно, на уран цены растут. Но если в себестоимости киловатт-часа электроэнергии на станциях, работающих на органическом топливе, топливная составляющая - более 75%, то на атомных она не превышает 20% (из них собственно уран - 5-7%). Поэтому рост цен на ядерное топливо не так сильно влияет на стоимость конечного продукта, как, например, рост цен на нефть или газ.

- Насколько далеко мы уже продвинулись в подготовке к строительству?

- Концепцией энергетической безопасности предусматривается вариант строительства АЭС суммарной электрической мощностью до 2000 МВт к 2020 г. Срок службы современных станций - до 60 лет.

Мы изучаем мировой опыт развития ядерной энергетики, потенциальных поставщиков оборудования для АЭС. Для реализации проекта строительства станции необходимо создание соответствующей инфраструктуры, а именно: создание соответствующей нормативной базы, регулирующего надзорного органа и т.д. Этими вопросами сегодня занимаются специалисты НАН Беларуси, Минэнерго, МЧС. Проводятся необходимые исследования по выбору площадки под строительство АЭС.

Подготовлен проект закона Республики Беларусь <Об использовании атомной энергии>, который в настоящее время согласовывается соответствующими министерствами и ведомствами. Работая над законом, мы изучили весь международный опыт и постарались учесть его. Работаем над созданием нормативно-правовых документов по ядерной безопасности.

- Как будет работать АЭС в составе энергосистемы?

- Согласно разработанному топливно-энергетическому балансу страны предполагается, что АЭС будет функционировать в базовом режиме, как наиболее экономичном. Сегодня специалисты работают над вопросом оптимального ввода АЭС в энергосистему.

- Во что оценивается предварительная стоимость строительства?

- Сегодня можно говорить об удельной стоимости строительства атомных электростанций. Экспертная оценка на сегодняшний день - примерно 2000 долларов на установленный киловатт мощности. А в целом стоимость - это предмет переговоров и тендера. Для строительства атомной электростанции возможно привлечение внешних инвестиций.

- Определены ли предварительно тип реакторов, возможные поставщики оборудования и ядерного топлива?

- По мнению международных экспертов и специалистов Академии наук, сегодня наиболее оптимальным вариантом для нашей республики является внедрение водо-водяных реакторов типа ВВЭР (PWP), которые имеют высокую степень надежности и безопасности. Реакторы такого типа на внешний рынок сегодня предлагают Российская Федерация, Франция, США. Тендер покажет, производитель какой страны будет выбран.

- Какие строительно-монтажные организации будут привлечены к проектированию и строительству? Определен ли генподрядчик, генпроектировщик? Справимся ли своими силами?

- В первую очередь на строительство мы должны максимально задействовать строительно-монтажный и промышленный комплекс страны. Например, такие наши организации, как ОАО <Белэнергострой>, <Центроэнергомонтаж>, участвовали в сооружении атомных электростанций за рубежом и имеют определенный опыт. Конечно, есть специализированные работы при строительстве, монтаже и наладке, требующие специальной квалификации. Для их выполнения необходимо привлечение специализированных организаций, имеющих опыт и лицензии. Необходимо будет также лицензировать свои подведомственные организации и материалы.

РУП <Белнипиэнергопром> будет задействован в первую очередь как координатор предпроектных и проектных работ. Кроме того, специалисты этого института могут выполнять все работы, на которые имеют соответствующие лицензии, и одновременно осваивать новые технологии. Проектированием же собственно станции, <ядерного острова> будет заниматься победитель тендерных торгов с привлечением проектных организаций, имеющих достаточный опыт в проектировании АЭС. Но помимо самой атомной электростанции необходимо создавать инфраструктуру, дороги, площадки, строить жилье. Для этого придется потрудиться не одной отечественной организации.

- Какое количество эксплуатационного персонала потребуется, как и где будет осуществляться подготовка? Будут ли привлекаться специалисты из других стран, станций?

- Производя расчеты количества необходимого персонала для эксплуатации АЭС, мы основывались на опыте работы атомных электростанций Российской Федерации. Результаты анализа показали, что согласно сегодняшним нормативам для эксплуатации атомной станции потребуется порядка 2,5-3 тыс. человек. Эта цифра может колебаться в зависимости от оборудования, которое будет установлено.

Разработана программа подготовки персонала для работы на Белорусской АЭС. На ключевые специальности, естественно, мы будем приглашать специалистов, имеющих опыт работы на атомных электростанциях. Необходима корректировка учебных программ в наших базовых вузах, также предполагается обучать студентов в высших учебных заведениях других стран, дающих специальную подготовку. Наши специалисты пройдут обучение в специализированных учебных центрах по ядерной энергетике за рубежом и в обязательном порядке будут стажироваться на действующих атомных электростанциях.

Наверное, один из главных вопросов - это кадры, их подготовка, тренировка. Ведь большая часть аварий, происходивших когда-либо на электростанциях, в том числе на Чернобыльской АЭС, совершались не по причине недостатка в конструкции оборудования, а по причине <человеческого фактора>. Следовательно, персонал, который будет допущен к работе на белорусской станции, должен будет иметь соответствующие лицензии и сертификаты. Все международные требования и нормы в этом плане будут соблюдены.

- Как будет решаться вопрос с захоронением отходов ядерного топлива?

- Существует два вида отходов - эксплуатационные отходы, например металл первого контура, и отработанное ядерное топливо. Для эксплуатационных отходов при станции будут созданы хранилища, рассчитанные приблизительно на 5-10 лет.

Отработанное ядерное топливо будет также несколько лет храниться в специальных сооружениях при электростанции. Затем его надо вывозить на заводы по его переработке, но можно и хранить более длительное время при станции в специальных контейнерах. В принципе классическая схема такова: отработанное топливо хранится на станции несколько лет, сначала в мокрых хранилищах, потом в сухих и после этого отдается в страну поставщика ядерного топлива на переработку. Это предусматривается в контракте на строительство станции. Страна-переработчик либо возвращает переработанное топливо обратно потребителю топлива либо, что тоже оговаривается контрактом и другими соглашениями, оставляет его у себя.

Если переработанное топливо будет возвращаться в страну, оно также должно храниться в специальном хранилище. В принципе ничего особенного в этом нет. Долговременные хранилища радиоактивных отходов сегодня есть в каждой стране, в том числе и в Беларуси, поскольку такие отходы имеются и в медицинской промышленности, и в других отраслях народного хозяйства. Это хранилище можно использовать для нужд республики в целом.

- Насколько безопасной будет Белорусская АЭС?

- В современные реакторы заложен совершенно другой уровень надежности, чем в реакторы РБНК. У ВВЭР есть как пассивные, так и активные системы безопасности, существует ловушка расплава. Двойная защитная оболочка ядерной установки состоит из бетона и металла и способна выдержать падение самолета. Мы должны выбрать надежный, безопасный и экономичный проект АЭС и обеспечить высокий уровень эксплуатации оборудования станции.