Экологичные технологии
Навигация
Библиотека
Скачать Книги
Поиск по сайту

Главная > Справочник по эл.машинам том 2 > 20.8. Тяговые взрывозащищенные двигатели для привода рудничных электровозов

20.8. Тяговые взрывозащищенные двигатели для привода рудничных электровозов

20.8. Тяговые взрывозащищенные двигатели для привода рудничных электровозов

20.8.1. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типа ДРТ

Двигатели ДРТ предназначены для привода рудничных аккумуляторных электровозов. Двигатели (табл. 20.17) выпускаются в исполнениях У5 и Т категории размещения 5.

Расшифровка условного обозначения двигателей: буквы ДРТ — двигатель руднич-

ной тяговый, далее следует цифра, выражающая мощность двигателя в часовом режиме, кВт, в конце обозначения — исполнение и категория размещения.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей приведены на рис. 20.17, 20.18.

Двигатели рассчитаны на эксплуатацию при номинальных значениях климатических факторов по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70:

Высота над уровнем моря, м, не более...... 1200

Температура окружающего

воздуха, °С......-40ч- +40

Влажность окружающего воздуха при температуре 35 °С (с конденсацией влаги), %........ 97-100

Окружающая среда .... Взрывоопасная

по метану

Запыленность среды угольной пылью, мг/см3, не более 300

Исполнение двигателей по взрывозащи-те — РВ ЗВ. Двигатели закрытые, с естественным охлаждением IC0040.

Двигатели надежно работают при повышении напряжения питания на 20 % и в режиме динамического рекуперативного торможения — на 27 % сверх номинального напряжения двигателя.

Допустимое отклонение частоты вращения двигателей при токе, соответствующем номинальной мощности,—не более ±5%.

Таблица

20.17. Основные технические

данные

двигателя ДРТ

Показатель

ДРТ-io

ДРТ-12

ДРТ-13

ДРТ-23,5

'ежим работы

часовой

продолжительный

часовой

продолжительный

часовой

продолжительный

часовой

продолжительный

Мощность, кВт

10

4

12

4,6

13

5,2 4,2

23,5

9,4

6

10,5

Напряжение, В

105 80

105 80

250

250

130 ПО

130 ПО

185

185

Ток, А

116 93

55 49

58,5

23,4

122 122

50

47

152

61

кпд, %

83 80

69,3 61,3

81,8

78

82 78

80

81,2

83,5

83,3

Частота вращения, об/мин:

номинальная

1575 1500

2350 2400

500

880

615 505

1000 900

900

1410

максимальная Масса, кг Техническое условие

3150 250 ТУ

16-514.264-82

1500 460 ТУ

16-514.251-80

1845 380 ТУ 16-514 252-80

1800 500 ТУ

16-514.265-82

Тип L, L\, Lo,

двигателя мм мм мм

ДРТ-10А1........ 500 32 32

ДРТ-10А2........ 570 47 22

part10-27.jpg

Рис. 20.18. Габаритные и установочно-присоедииительиые размеры двигателей ДРТ-13,

ДРТ-23,5 и ДРТ-33

part10-28.jpg

Допускается двойная перегрузка по току при номинальном напряжении в течение

1 мин. Двигатели без повреждений и остаточных деформаций выдерживают в течение

2 мин аварийное повышение частоты вращения на 20 % сверх максимальной, указанной в табл. 20.17. Степень искрения на коллекторе при номинальном токе не превышает 1!/2-

Класс нагревостойкости изоляции обмоток якоря — F, обмоток возбуждения — Н.

По уровню шума двигатели соответствуют 1-му классу (ГОСТ 16572-71).

Показатели надежности двигателей: вероятность безотказной работы при средней наработке до отказа 8000 ч в течение 1000 ч — не менее 0,88 (для двигателей ДРТ-23,5, ДРТ-10-0,9); средний ресурс до капитального ремонта 20 400 ч, но не более 5 лет; средний ресурс до списания 32 600 ч, но не более 8 лет.

Двигатели соответствуют группе условий эксплуатации М25 ГОСТ 17516-72 с уровнем вибрации 3g (в горизонтальном направлении).

20.8.2. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типов ДПТР-12, ДПТР-19

Предназначены для комплектации электрооборудования рудничных аккумуляторных электровозов.

Климатическое исполнение — У категории 5 по ГОСТ 15150-69. Пригодны также для эксплуатации в условиях, нормированных для исполнения Т категорий 5.

Расшифровка обозначения типа электродвигателей : буквы ДПТР — двигатель постоянного тока, тяговый, рудничный; следующие за буквами цифры — мощность двигателей, кВт, в часовом режиме.

Двигатели (табл. 20.18) соответствуют требованиям ТУ 16-514.182-74 и требованиям ПИВРЭ.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей соответствуют указанным на рис. 20.19.

Таблица 20.18. Технические данные двигателей ДПТР

Показатель

ДПТР-12

ДПТР-19

Мощность, кВт

!2

19

Напряжение, В

130

190

Ток, А

113

117

Частота вращения,

об/мин:

номинальная

615

670

максимальная

1845

2010

кпд, %

82

85,5

Режим работы

Часовой

part10-29.jpg

Рис. 20.19. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ДПТР-12

и ДПТР-19

part10-30.jpg

Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69:

Высота над уровнем моря, м, не более......... 1200

Температура окружающего воздуха (в тени), °С.....-40ч- +40

Годовая среднесуточная температура, "С....... 25

Непосредственное воздействие солнечной радиации .... Нет

Окружающая среда.....Взрывоопасная

Запыленность, мг/м2, не более 300

Электродвигатели — реверсивные, закрытые с естественным охлаждением ICA00 по ГОСТ 20459-75. Исполнение электродвигателей — рудничное взрывобезопасное РВ ЗВ согласно ПИВРЭ.

По уровню вибрации электродвигатели соответствуют 7-му классу вибрации по ГОСТ 16921-83.

По уровню шума электродвигатели относятся к 1-му классу по ГОСТ 16372-84. Среднее зачение уровня звука (по шкале А) для электродвигателей не должно превышать 80 дБ.

Электродвигатели изготовляются с изоляцией обмоток не ниже класса F по ГОСТ 8865-87.

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей относительно корпуса и сопротивление между обмотками при рабочей температуре — не менее 1,0 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей электродвигателей по отношению к температуре окружающего воздуха, °С, не более:

Обмотки якоря.......150

Обмотки возбуждения.....165

Коллектор......... 95

Степень искрения двигателей при номинальном режиме не превышает 1!/2 по ГОСТ 183-74. При ослаблении поля на 50% и при кратковременной нагрузке, равной 2-кратной номинальной, коллектор должен быть пригоден к долголетней работе без очистки или какого-либо исправления.

Допустимое отклонение частоты вращения двигателей при токе, соответствующем номинальной мощности, не более ±5%.

Двигатели в отношении коммутации рассчитаны на кратковременный ток, равный 2-кратному номинальному при номинальном напряжении.

Показатели надежности и долговечности двигателей:

срок службы до капитального ремонта — 8 лет;

вероятность безотказной работы в течение 720 ч - 0,96.

20.8.3. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типов ЭДР и ЭД

Предназначены для комплектации электрооборудования рудничных аккумуляторных и контактных электровозов. Климатическое исполнение — У и Т категории 5 по ГОСТ 15150-69.

■ Расшифровка условных обозначений: первые буквы ЭД (ЭДР) — электродвигатель (рудничный); следующие за буквами цифра в обозначении двигателей ЭД — порядковый номер двигателя и буква А — специальный, в обозначении двигателей ЭДР — приближенная мощность, кВт, в часовом режиме и буква П — повышенная надежность по изоляции. Двигатели (табл. 20.19) соответствуют требованиям технических условий ТУ 16-514.210-75.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры приведены на рис. 20.20, 20.21.

Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15543-70и ГОСТ 15150-69:

Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200

Температура окружающего воздуха (в тени), °С.....— 50-г +40

Запыленность воздуха, мг/м3. . 200

Электродвигатели" закрытые с естественным охлаждением - ICAOOno ГОСТ 20459-75. Исполнение электродвигателей типов ЭДР-7П, ЭДР-10П, ЭДР-15П, ЭД-205 и ЭД-205А согласно ПИВРЭ — рудничное взрывобезопасное РВ ЗВ; электродвигателей типов ЭДР-11П и ЭДР-25П - рудничное нормальное РН.

Двигатели изготовляют с изоляцией не ниже класса F, а электродвигатели ЭД-205 и ЭД-205А - с изоляцией класса Н ГОСТ 8865-70.

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры частей двигателей по отношению к температуре окружающего воздуха на стенде и в эксплуатации не превышает указанных в табл. 20.20.

Таблицг

i 20.19. Технические данные

двигателей ЭДР и

эд

Показатель

С

ft.

о

С

о

Вц

п m

а

о.

0)

С

а.

с

о

О

<

о

m

Мощность, кВт

5

11,2

10,2

15,6

25

1,8

1,8

Напряжение, В

80

120

250

160

250

160

185

Сила тока, А

93

115

50

117

112,5

18

16

Частота вращения,

об/мин:

номинальная

1500

585

500

515

900

520

700

допустимая

3000

1800

1000

1030

1800

кпд, %

80

82

81,3

83

85

Режим работы

Часовой

Часовой

Часовой

Часовой

Часовой

пв =

пв =

= 40%

= 40%

Сопротивление, Ом:

якоря

0,024

0,043

0,167

0,05

0,05

1,2

1,2 •

главных полюсов

0,0248

0,0408

0,063

0,0437

0,0437

0,615

0,615

добавочных полюсов

0,0157

0,229

0,0207

0,0207

0,29

0,29

Направление вращения

Реверс

Реверс

Реверс

Реверс

Реверс

Правое

Правое

(со стороны свободно-

го конца вала)

Рис 20.20. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭДР-7П

part10-31.jpgpart10-32.jpg

Рис 20 21. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭДР-10П,

ЭДР-ИП, ЭДР-15П'и ЭДР-25П

part10-33.jpg

Таблица 20.20

Тип

двигателя

Часть двигателя

Предельно допустимое превышение температуры,

°С

ЭД-205, ЭД-205А

Обмотка якоря Обмотка возбуждения Коллектор

170 190

105

ЭДР-7П, ЭДР-ЮП, ЭДР-ПП, ЭДР-15П, ЭДР-25П

Обмотка якоря

Обмотка возбуждения Коллектор

150 166 95

Двигатели ЭДР-ПП и ЭДР-25П нормально работают при повышении напряжения питающей сети на 21 % и при работе в режиме торможения — на 27 % сверх номинального напряжения электродвигателей.

Степень искрения электродвигателей при номинальном режиме не превышает 1'/2 по ГОСТ 183-74.

Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем номинальной мощности двигателей ЭДР-7П, ЭДР-ЮП, ЭДР-ПП, ЭДР-15П и ЭДР-25П,-не более ±5%; двигателей ЭД-205 и ЭД-205 А - не более ±7,5%.

Показатели надежности и долговечности:

Срок службы до списания, лет . . 8

Вероятность безотказной работы

в течение 720 ч....... 0,9

Среднее время безотказной работы, ч .......... 23 000

Назначенный ресурс, ч .■ . . . . 27000

20.8.4. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типа ДК-800БМ

Двигатели предназначены для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов, работающих в невзрывоопасной среде.

Климатическое исполнение — У и Т категории 5 по ГОСТ 15150-69.

Расшифровка обозначения электродвигателя : буквы ДК — двигатель коллекторный, 800 — порядковый номер двигателя, Б — исполнение электродвигателя — РН (руднич-

Технические данные двигателя

Мощность, кВт...... 12,2

Напряжение, В....... 250

Ток, А.......... 58

Частота вращения, об/мин:

номинальная...... 480

максимально допустимая . 960

КПД, %......... 84,9

Режим работы...... Часовой

Возбуждение....... Последовательное Сопротивление при 15 °С, Ом:

обмотки якоря..... 6,193

обмотки главных полюсов 0,204

ное нормальное), М — модернизированный.

Исполнение двигателя по взрывозащи-те - РН согласно требованиям ТУ 16-514.182-74 и ПИВРЭ.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя приведены на рис. 20.22.

Номинальные значения климатических факторов-по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69:

Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200

Температура окружающего воздуха, °С........-50ч- +40

Запыленность воздуха, мг/мЗ 200

Двигатель имеет закрытое исполнение с естественным охлаждением — ICA00 по ГОСТ 20459-75.

По уровню вибрации двигатель соответствует классам вибрации 4, 5 по ГОСТ 16921-83.

Двигатель изготовляется с изоляцией класса нагревостойкости F по ГОСТ 8865-87.

Сопротивление изоляции обмоток двигателя относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей двигателя по отношению к температуре окружающего воздуха не более:

Обмотка якоря....... 150

Обмотка возбуждения.....165

Коллектор......... 95

Двигатель нормально работает при повышении напряжения питающей сети на 21%, а в режиме торможения — на 27% сверх номинального напряжения электродвигателя.

part10-34.jpg

Рис. 20.22. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ДК-800 БМ

Степень искрения двигателя при номинальном режиме не превышает Vj2 по ГОСТ 183-74.

Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем минимальной мощности, — не более + 5 %.

Двигатель соответствует группе условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516-72.

Показатели надежности и долговечности двигателя:

Срок службы до первого капитального ремонта, лет .... 7

Вероятность безотказной работы

в течение 720 ч.......0,9

Назначенный ресурс, ч . . . . 27000

Двигатель имеет фланец для соединения с редуктором и ушки для крепления к раме электровоза. Сердечники главных полюсов выполнены шихтованными. Подшипники — роликовые. Задний подшипниковый щит имеет наружный замок для посадки корпуса редуктора.

20.8.5. Тяговые взрывозашитные двигатели постоянного тока серии ЭТ

Двигатели предназначены для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов.

Климатическое исполнение — У катего-

Таблица 20.21. Технические данные двигателей серии ЭТ

Наименование

ЭТ-31

ЭТ-46

Мощность, кВт

31

45

Напряжение, В

250

250

Ток, А

142

204

Частота вращения,

об/мин:

номинальная

1050

1320

максимальная

2650

3000

кпд, %

87

89,5

Режим работы

Часовой

рии 5 по ГОСТ 15150-69 (возможна эксплуатация в условиях, нормированных для исполнения Т категории 5).

Расшифровка обозначения двигателей: ЭТ — электродвигатель тяговый; цифра после тире указывает приближенно мощность, кВт, в часовом режиме.

Технические данные двигателей приведены в табл. 20.21, габаритные, установочные и присоединительные размеры — на рис. 20.23.

Номинальные значения климатических факторов-по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69, при этом:

Рис. 20.23. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭТ-31 и

ЭТ-46

part10-35.jpg

Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200

Температура окружающего воздуха, °С........-50-т- +40

Верхнее значение относительной влажности воздуха при 35 °С и более низких температурах без конденсации влаги, % . . 97

Запыленность воздуха, мг/м3 200

Двигатели — закрытого исполнения с естественным охлаждением ICA00 по ГОСТ 20459-75. Исполнение - РН согласно ПИВРЭ. Окружающая среда — невзрывоопасная.

Уровень вибрации двигателей соответствует 7-му классу по ГОСТ 16921-83.

Изоляция обмоток полюсов — класса на-гревостойкости Н, обмоток якоря — класса F.

Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей электродвигателей по отношению к температуре окружающего воздуха не более:

Обмотка якоря.......150

Обмотка возбуждения.....190

Коллектор......... 95

Двигатели нормально работают при повышении напряжения питающей сети на 21 %

и при работе в режиме торможения — на 27 % сверх номинального. Допускается кратковременное повышение напряжения не более 30% номинального.

Степень искрения при номинальном режиме не превышает llj2 по ГОСТ 183-74.

Разность между частотами вращения электродвигателей в одну и другую сторону при токе, соответствующем номинальной мощности, и при номинальном возбуждении, выраженная в процентах среднего арифметического обеих частот вращения, составляет не более 5% для двигателя ЭТ-31 и 4% для двигателя ЭТ-46. Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем номинальной мощности, — не более + 5% для двигателя ЭТ-31 и ±4% для двигателя ЭТ-46.

Срок службы до капитального ремонта двигателей ЭТ-46 - 6 лет, ЭТ-31 - 8 лет.

Вероятность безотказной работы в течение 720 ч двигателей ЭТ-46 -0,97; ЭТ-31 -0,96.

Двигатели имеют фланец для соединения с редуктором и лапы-ушки для крепления к раме. Сердечники главных полюсов выполнены шихтованными из листовой стали, добавочные полюсы (при их наличии) — из стальных поковок.

Обмотка якоря волновая, выполнена прямоугольным проводом и закреплена проволочным бандажом или бандажом из стекло-ленты.